Стандарты и спецификации масел для механических КПП, редукторов, мостов.

масла для мкпп, мостов, редукторов

Любой подвижный механизм в автомобиле требует надежной смазки – двигатель, трансмиссия, отдельные компоненты ходовой и тормозной систем. Исключением являются разве что узлы, которые имеют фрикционную природу работы: тормоза, сцепление. Большое разнообразие применяемых конструкторских решений, технологий, материалов, условий работы привели к возникновению достаточно широкой гаммы смазочных материалов, которые имеют, на первый взгляд, одинаковую функцию.

Отличий между разными трансмиссионными маслами не меньше, чем между моторными и к выбору необходимого продукта для механической коробки передач или редуктора стоит подходить с не меньшей ответственностью. Несмотря на большое количество собственный фирменных допусков автопроизводителей, существует три основных критерия, по которым различаются все трансмиссионные масла для механических КПП, раздающих коробок и мостов: класс качества API GL, класс качества по системе ZF и вязкость по системе SAE. Нередко разные по названию фирменные допуски автопроизводителей пересекаются друг с другом на одних и тех же продуктах и, в конце-концов, сводятся к API GL, SAE и ZF. Исключения, конечно же, случаются, но достаточно редки и, как правило, являются следствием закрытой автопроизводителем рецептуры.

Классификация масел для МКПП и мостов
Согласно системы классификации API GL, трансмиссионные масла делятся на 6 классов качества исходя из их целевого предназначения и количества противоизносных и многофункциональных присадок.
Масла классов API GL-1, GL-2 и GL-6 в наше время не используются. GL-1 и GL-2 являются устаревшими и их свойства не могут удовлетворить современные потребности автопроизводителей, а GL-6 потому, что их применение технологически и экономически не оправдано.

Масла класса GL-3 предназначены для средненагруженных конусных и подобных передач грузовиков и синхронизированных механических коробок передач легковых автомобилей и имеют в составе до 2,7% противоизносных присадок. Масла этого класса не предназначены для гипоидных передач.

Масла класса GL-4 являются, пожалуй, самыми универсальными из всех поскольку их применение предусмотрено в конусных и гипоидных передачах, синхронизированных и несинхронизированных КПП, которые работают в разных условиях. Масла класса GL-4 разных вязкостей являются основными для применения в механических и роботизированных коробках передач и содержат до 4% противоизносных и противозадирных присадок. Чаще всего под «масло в КПП» или «масло в коробку» подразумевают именно масло класса GL-4.

Класс GL-5 был разработан для применения в очень нагруженных передачах, которые работают в тяжелых условиях. Масла этого класса содержат до 6,5% противоизносных, противозадирных и других многофункциональных присадок. ИХ основное применение – гипоидные передачи со значительным смещением осей и другие компоненты трансмиссии. В синхронизированных механических коробках передач масла класса GL-5 применяются достаточно редко из-за негативного влияния, которое оказывает увеличенное количество присадок на работу синхронизаторов и их ресурс. Масла GL-5 со специальным пакетом LS-присадок также применяются в самоблокирующихся дифференциалах.

масла для мкпп, мостов, редукторов Маркировка и вязкость трансмиссионных масел
Определение и маркировка вязкости трансмиссионного масла по общему принципу являются идентичными маркировке моторных масел и определяются стандартом SAE J306, согласно которому обозначение имеет вид yyW-xx, где «yy» обозначает «зимню» вязкость, а «xx» - вязкость масла при 100 градусах. При этом, в зависимости от рабочих температур и нагрузок, достаточный и необходимый уровень характеристик может быть достигнут и исключительно по «зимнему ряду». Например, одно из применяемых оригинальных масел для МКПП VW AG имеет вязкость 75W.

В системе маркировки ZF представлено 15 типов трансмиссионных масел, которые обозначаются кодами от ZF TE-ML-01 до ZF TE-ML-15 и включают агрегаты от простейших несинхронизированных передач с шестернями постоянного зацепления до корабельных трансмиссий и сложных гидравлических систем транспортных средств специального и военного назначения. Для каждого типа масла, определенного кодом ZF, указано его целевое предназначение, классы вязкости и допущенные к применению продукты. Классификация ZF вместе с фирменными допусками автопроизводителей является основной у европейских производителей трансмиссий и автомобилей.

Как и какое выбрать масло для КПП, раздающей коробки или моста?
В первую очередь, необходимо узнать рекомендации производителя автомобиля согласно классов качества API GL или ZF и вязкости согласно стандарта SAE. Более-менее универсальным и, как правило, наиболее распространенным выбором для механической синхронизированной коробки передач является масло класса GL-4 вязкостью 75W-80 – 75W-90,а для раздающей коробки и редукторов – GL-5 вязкостью 75W-90. Однако, всегда возможны варианты.

Как часто менять масло в коробке передач и стоит ли это делать?
масла для мкпп, мостов, редукторов Каким бы качественным не было масло и филигранной обработка деталей трансмиссии, в процессе ее работы неизбежно появляются продукты износа, а само масло со временем окисляется. И хотя нередко автопроизводители вообще не регламентируют замену масла в КПП или мостах, уверждая, что заводской продукт рассчитан на весь срок службы. Однако, какие именно сроки имеются ввиду – неизвестно. Да и само масло со временем теряет свои смазывающие и противоизносные свойства из-за окисления и перемешивания с продуктами износа. Таким образом, если регламент замены масел автопроизводителем не предусмотрен, первую замену в коробке стоит произвести про 100-150 тысячах километров пробега. Общий регламент замены синтетического трансмиссионного масла составляет 90-100 тысяч километров, а полусинтетическое не стоит менять реже, чем раз в 50-60 тысяч километров пробега. И, конечно же, при высоких нагрузках, попадании воды в КПП или мосты, интервалы стоит сократить.

Сколько нужно масла и как проверить его уровень?
В большинстве механических КПП, редукторах и мостах, возможность проверки уровня масла не предусмотрена конструктивно, а объем заливки при замене масла или после ремонта узла прописан в сервисной документации. Количество масла, необходимого для механической КПП, составляет, как правило, 2-4 литра. В роботизированной же коробке, его объем может доходить и до 10 литров.