Виды, особенности применения, сроки замены.
В идеальном мире все топливо, сожженное двигателем, должно полностью превращаться в механическую энергию, которая передавалась бы без потерь на колеса автомобиля. Но, к сожалению, мир не идеален и КПД современного двигателя внутреннего сгорания составляет не более 30-50%. То есть всего 3-5 л топлива из каждых затраченных 10 л действительно превращаются в механическую энергию, остальные же 5-7 литров просто сгорают, вырабатывая внушительное количество тепловой энергии.
Среднестатистический двухлитровый бензиновый двигатель мощностью 110 кВт вырабатывает до 350 МДж тепла, чего вполне достаточно для нагрева мотора до сотен градусов. Однако, учитывая разные физические свойства материалов, из которых изготовлены компоненты мотора (сталь, чугун, алюминий, медь, резина и т.д.), нормальная рабочая температура двигателя составляет около 100 °С. А от избытка тепла необходимо избавляться при помощи системы охлаждения.
Система охлаждения современного двигателя представляет собой настоящий лабиринт каналов в блоке и головке двигателя, по которому циркулирует охлаждающая жидкость, отбирая у него тепло и рассеивая его через радиатор. При этом, качественная охлаждающая жидкость должна обладать определенными свойствами: иметь высокий коэффициент теплопередачи (эффективно отбирать тепло у двигателя и отдавать его радиатору), иметь низкую температуру замерзания, высокую температуру кипения, быть нейтральной к металлам и резине, иметь смазывающие свойства для помпы, а также быть максимально экологически безопасной.
В общем случае незамерзающие охлаждающие жидкости называются антифризами (от английских слов anti – против и freeze – замерзать). Несмотря на общепринятое деление на «тосол» и, собственно, «антифриз», по своим свойствам тосол является общим названием незамерзающих охлаждающих жидкостей (т.е. антифризов), изначально разработанных в 1971 году для ВАЗ-2101 для замены итальянского Paraflu.
Что нужно знать, чтобы правильно выбрать и купить антифриз для своего автомобиля?
В первую очередь, стоит отказаться от применения различных тосолов даже для стареньких советских автомобилей. Дело в том, что для продукта с названием «Тосол» отсутствуют какие-либо определенные рецептура и требования по ключевым его свойствам, а в канистре может оказаться жидкость с неизвестными характеристиками и сомнительной безопасностью для компонентов двигателя. Так, в составе тосола различных производителей может быть как этиленгликоль, так и пропиленгликоль, смешивать которые категорически не рекомендуется.
Виды антифризов
Наиболее популярными и, своего рода, общепризнанными на сегодняшний день являются антифризы стандарта G11 и группы стандартов G12. Нужно отметить, что обозначения G11, G12, G12+ и G12++ являются рыночными именами стандартов антифризов VW TL 774-C, TL 774-F, TL 774-G и TL 774-J. Каждый из этих стандартов имеет четкие и жесткие требования к всевозможным свойствам продукта, а также к его составу.
Антифриз G11 VW TL 774-C (Aral Antifreeze Extra) представляет собой охлаждающую жидкость сине-зеленого цвета (цвет может варьироваться в зависимости от производителя), который обеспечивает надежный отвод тепла от компонентов двигателя и их защиту от коррозии с рекомендуемым сроком службы до 2-3 лет.
Антифриз G12 красного цвета стал развитием стандарта G11. Измененная рецептура позволила, в первую очередь, увеличить рекомендуемый срок его службы до 5 лет. Антифризы G12+ и G12++ (Aral Antifreeze Silikatfrei) очень сильно отличаются от оригинального G12 как рецептурой и свойствами, так и цветом. Антифризы этих стандартов имеют красно-лилово-розовый цвет, также имеют удлиненный срок службы, однако, в отличие от оригинального G12, значительно менее агрессивны, более экологичны и допускают смешивание с синим G11. Смешивать же G11 и G12 категорически не рекомендуется. Дальнейшим развитием стали антифризы стандарта G13, также имеющие лилово-розовый цвет и полностью совместимые с предыдущими стандартами.
Несмотря на популярность и отличные свойства антифризов G12+/G12++, некоторые автопроизводители сегодня применяют антифризы своей собственной закрытой рецептуры, имеющие свою цветовую маркировку. Смешивать их с охлаждающими жидкостями другого типа не стоит, а вот полностью заменить антифриз на значительно более доступный и популярный G12++ можно смело. В японских и корейских автомобилях, особенно изначально произведенных для внутреннего рынка, нередко встречается синий антифриз заводской заливки, который, несмотря на цвет, не соответствует стандарту G11 VW TL 774-C.
Что нужно для замены антифриза
Большинство антифризов представлены в виде концентратов и требуют дальнейшего разбавления дистиллированной водой. Концентрат антифриза в неразбавленном виде обладает худшими свойствами, чем правильно разведенный – имеет более высокую температуру замерзания, более низкую температуру кипения (что критично для современных автомобилей, рабочая температура охлаждающей жидкости в которых нередко доходит до 110 градусов), обеспечивает худшую защиту от коррозии и, как правило, быстрее испаряется. Так что для замены потребуется купить антифриз (концентрат) и дистиллированную воду в равных количествах. Типичной и абсолютно достаточной для практически любого климата пропорцией смешивания концентрата антифриза с водой является 50/50.
Сколько нужно антифриза для замены?
Точное количество охлаждающей жидкости, необходимое для конкретного двигателя, лучше уточнить в сервисной документации к автомобилю. В среднем, объем ОЖ в 4-цилиндровом двигателе составляет 7-10 литров, то есть для замены потребуется около 4-5 литров концентрата и столько же дистиллированной воды.